Основание сделки.
Цель, которая преследуется совершающими сделку субъектами, всегда имеет правовой характер – приобретение права пользования конкретной вещью, права собственности и так далее. Следовательно, сделками нельзя назвать морально-бытовые соглашения, которые не преследуют правовой цели (к примеру, соглашение о свидании). Типичная для таких сделок правовая цель, из-за которой осуществляется ее совершение, называется основанием сделки, которое, кстати, должно быть осуществимым и законным.  
Возникающие у субъектов после совершения сделки юридические последствия являются правовым результатом данной сделки. При этом сделки имеют весьма разнообразные виды своих правовых результатов. Исполненная сделка характеризируется совпадением правового результата и цели.  
Правовой результат и цель не могут совпасть в случае совершения в виде сделки неправомерных действий.  
Юридические цели, являющиеся основаниями сделки, нельзя отождествлять с целями субъектов сделки социально-экономического характера. Важность этого проявляется по двум причинам:  
1. Одна и та же самая социально-экономическая цель достигается с помощью реализации разнообразных правовых целей (к примеру, социально-экономическая цель использования автомашины может достигаться через реализацию правовой цели, заключающейся в приобретения права пользования автомобилем в результате его найма или приобретение права собственности на машину).  
2. Основанием для признания действия, которое совершено в виде сделки, в качестве неправомерного, служит сам факт заведомого противоречия между социально-экономическими целями субъектов и основами нравственности или правопорядка.  
Юридические цели сделки отличаются от мотива, по которому осуществляется их совершение. Мотив как осознанное побуждение, осознанная потребность является фундаментом, на котором осуществляется возникновение цели. Поэтому можно сказать, что мотивы только побуждают субъектов совершать сделки и не выступают в качестве ее правовых компонентов. Таковым является основание сделки – правовая цель. Никакого влияния на действительность сделки ошибочность мотива не имеет. К примеру, человек приобретает мебельный гарнитур, надеясь, что вскоре ему подарят квартиру. Однако квартира подарена не была. Ошибочный мотив (дарения не произошло) не может оказать влияния на действительность сделки по приобретению мебели. Право собственности на мебель (что является целью договора купли-продажи) начинает переходить к покупателю, вследствие чего отказаться от сделки он не может. Если бы учитывались мотивы, то устойчивость гражданского оборота этим бы подрывалась.  
Наряду с тем стороны, составив соглашение, могут придать правовое значение мотиву. В таком случае мотив начинает выступать в качестве условия – элемента содержания сделок, которые были совершены под условием.